История создания русского театра „Studiо”, который просуществовал в Варшаве с 1932 по 1941 г., неразрывно связана с историей Московского Художественного Театра (МХТ), основанного выдающимися режиссёрами и педагогами В. Немировичем-Данченко и К. Станиславским. При МХТ существовали театральные студии, в которых молодые студийцы обучались актёрскому мастерству, и в то же время они служили сценической площадкой для новых театральных экспериментов.

Среди первых выпускников студии МХТ был и Василий Иванович Сикевич-Васильев. Происходил он из семьи обрусевших литовцев. Его отец, Иван Сикевич, служил мировым судьёй в Белостоке и хотел видеть своего сына юристом. В. Сикевич-Васильев поступил на юридический факультет Московского университета, но после 2 лет обучения оставил университет и поступил в театральную студию при МХТ.
После окончания студии в 1916 г. В. Сикевич-Васильев был принят в основную труппу МХТ. В 1919 г. часть труппы во главе с В. Качаловым и О. Книппер гастролировала по южным губерниям России. В результате военных действий, вызванных разразившейся гражданской войной, труппа оказалась отрезанной от Москвы. Не имея возможности вернуться в Москву, руководство труппы решило принять приглашение и выехать за рубеж на гастроли. Артисты успешно гастролировали на лучших сценах Европы: Прага, София, Париж, Белград, Берлин.
Однако в 1921 г. в Берлине в труппе происходит раскол – часть артистов, возглавляемая В. Качаловым и О. Книппер, решает вернуться в Россию, а большая часть актёров, и среди них В. Сикевич, решают не возвращаться на родину. Группа невозвращенцев-мхатовцев принимает предложение чехословацкого правительства, реализующего инициативу президента Т. Масарика о финансовой поддержке русской эмиграции – так называемая „Русская акция”, и в 1923 г. организует русский театр в Праге – „Пражская группа МХТ”.
Приблизительно в это время в театр поступает студентка Карловского университета, русская эмигрантка Галина Гуляницкая, где она и знакомится с Василием Сикевич-Васильевым. До 1930 г. жизненные дороги этих двух актёров то сходятся, то расходятся. Галина уезжает в Варшаву, где проживает её дед – Гуляницкий, потом уезжает учиться в Сорбону, но в 1930 г., получив предложение от руководства труппы „ Пражская группа МХТ”, возвращается на подмостки сцены.
В 1931 г. В. Сикевич-Васильев делает предложение Г. Гуляницкой и после женитьбы супруги покидают труппу и переезжают в Варшаву, где в этот период старшее поколение Гуляницких – дед и отец – приобщились к киноискусству, спонсируя создание ряда фильмов („Panienka z Poste Restante” и др. ) и пробуя себя в эпизодических ролях.


В сентябре 1932 г., реализуя планы создания собственного театра, а также по настоятельной просьбе российской эмиграции в Варшаве, В. Сикевич-Васильев и Г. Гуляницкая объявляют набор в театральную студию. В числе первых 23 студийцев студенты, служащие, рабочие, люди разных возрастов и профессий, кторых объединяло одно – любовь к театру. Среди первых студийцев были также и две мои тёти – Надежда Зарина ( ур. Замараева) и Нина Максимова ( ур. Максимчук).



17 декабря 1923 г. – официальная дата открытия студии, состоялось первое представление. Программа была представлена инсценировками по рассказам А. Чехова и сценами из „Обрыва” И. Гончарова. И уже первое выступление этой труппы вызвало положительные отзывы в прессе: „Небольшой зал, с трудом вмещающий около 70 человек. Маленькая сцена, на которой и повернуться трудно, без подмостков, без возвышения, на одном уровне с полом зрительного зала. Вместо декораций – сукна. Внешне – впечатление домашнего любительского спектакля. Но начинается представление, и вы с первых же слов, по первым жестам убеждаетесь, что перед вами не беспомощные любители, обычно поражающие наивностью своей игры, а настоящие актёры, пусть ещё не совсем зрелые в своём искусстве, но, видно, прошедшие хорошую школу и побывавшие в опытных руках опытного режиссёра” (газета «Сегодня», декабрь 1932).
Репертуар труппы расширяется. Студия ставит спектакль по инсценированной Г. Гуляницкой повести Ф. Достоевского „Дядюшкин сон”, пьесу „Зелёное кольцо” З. Гиппиус, комедию „Чужой ребёнок” В. Шкваркина. Сцена театральной студии становится местом гастролей известнейших актёров. В 1933 г. на театральной сцене „Studiо”,выступает известный русский актёр и режиссёр Михаил Чехов.Уже в 1934 г. студия получает статус первого русского театра в Польше – ”Русская Драматическая Студия” и открывает новый сезон премьерой спектакля „Дядя Ваня”.
Основной репертуар театра ориентирован на русскую классику, но ставят также и такие пьесы советского периода, как „Дорога цветов” В. Катаева, „Наш гений” Я. Гааля , „Платон Кречет” А.Корнейчука, а также пьесы зарубежных драматургов.
Каждая постановка театра находила живой отклик как в русскоязычной, так и польскоязычной прессе. В статье под названием „Warto zobaczyć teatr rosyjski w Warszawie” Kurier Warszawski, 1934 г.пишет „W zakonspirowanym niemal lokalu przy ul Senatorskiej 17 m.1 rozbił swe namioty teatr, który by mógł wiele nauczyć zarówno naszych dyletanckich aktorów jak i reżyserów…”.

В 1934 г. театр получает разрешение на гастроли по стране. Впереди Вильно, Познань, Торунь, концертные выступления в Белостоке. Интерес общественности к театру растёт, аудитория расширяется, среди зрителей не только представители русской эмиграции, но и польское и еврейское население Варшавы.

Спектакли идут по три раза в неделю, маленький зал на Сенаторской не в состоянии вместить всех желающих, и новый театральный сезон „Русская Драматическая Студия” встречает в новом помещении на Новом Свете, 19, в самом оживлённом месте Варшавы. Сезон 1935–36 гг. открывается новой постановкой „Дяди Вани” А. Чехова, и это в то время, когда пьеса идёт также на польской сцене. В прессе появляются тщательные разборки спектаклей в сравнительном аспекте, и они — в пользу русской театральной школы.

Новый сезон – новые постановки: „Свои люди – сочтёмся” Н. Островского, „Цепи” А. Скумбатова, „Цена жизни” В. Немировича –Данченко. Вплоть до начала второй мировой войны театр готовил премьеры: „Осенние скрипки” И. Сургучева, „Линия Брунгильды” М. Алданова, „Гроза” Н. Островского, „Бой бабочек” Г. Зудермана,„Вишнёвый сад” А. Чехова, „Мост”И. Сургучева, „Человек с дипломом”О. Индиг, „Счастливый брак”М. Тригера. Каждая пьеса шла по 30–40 раз .
Каждый спектакль театра – это событие в театральной жизни Польши. О спектаклях пишут как польская пресса: KurierWarszawski, DziennikWarszawski, Zwierciadło, Kino, DziennikLudowy, ABC, Dzień Dobry, WiadomościFilmowe, Kinodlawszystkich, Dobrywieczór, Kurierpolski, Prostozmostu, так и русская – Наше время, Русское слово, Сегодня, Мечъ, Иллюстрированная Россия. „Zespól rosyjskich aktorów dał niezwykle miłe, harmonijne i kulturalne widowisko, po którym widz raz na zawsze staje się zagorzałym zwolennikiem tego sympatycznego teatru”- пишет газета Robotnik в декабре 1935 г. „Kapliczką przeżywania” i „piastunką „stanislawszczyzny” называет театр Express Poranny в октябре1937 г.

В 1939 г. оккупационные власти закрывают театр и возобновляет он свою деятельность через год в помещении театра „Комедия”. В свой последний театральный сезон 1940–41 гг. театр показал зрителю новые спектакли: „Вера Мирцева” Л. Урванцева, „Кулисы” Т. Щепкиной-Куперник , „Недомерок” Д .Никодеми.
Всего 9 лет просуществовал молодой коллектив – „Русская Драматическая Студия” созданный В. Сикевич-Васильевым и Г. Гуляницкой, но какой богатый репертуар, столько блестящих постановок, отмеченных рецензиями. Трудно переоценить значение этого театра в культурной жизни Польши. И значение этого театра не только в том, что он был носителем русского языка, русской культуры, пропагандистом русской словесности. Значение этого театра намного шире, так как сценическая площадка театра была местом реализации традиций театральной школы К. Станиславского. Подмостки этого театра были площадкой, где актёры и режиссёры других театров знакомились с основами системы сценического искусства по Станиславскому и каждая постановка В. Васильева была тем, что на современном языке называется мастер-классом. Вот именно в этом основное значение русской драматической студии в культурной жизни Польши.
Литература
- Г.С. Гуляницкая, 1958, Русская Драматическая студия в Варшаве. Из воспоминаний участника. Литературное приложение „Звено” к газете „Русский голос”, N 9-10, с. 52–53
- Инов И., 2001, Мхатовцы с Васильевского острова: Г.С.Гуляницкая (1902–1972), В.И.Сикевич-Васильев (1893–1986), Нева, N 12.- с. 209–214
- Архив семьи Замараевых.
Мария Замараева, доктор наук, биофизик,
профессор Белостокского университета