*При подготовке материала использована статья Елкин А.И. Русская эмигрантская пресса в Польше в 20-30-е годы ХХ века / А.И. Елкин // Вiсник Харкiвського нацiонального унiверситету iм. В.Н. Каразiна. Сер.: Історія. – 2007. – № 762. – С. 155 – 165.
Русскую периодику в Польше в межвоенный период часто называют эмигрантской, указывая на то, что её издателями и создателями были эмигранты, прибывшие из России после революций 1917 года. Явление это было пёстрое и многоплановое не только в Польше, но и во всём мире: с 1918 по 1940 годы за рубежами России выходило свыше 1000 изданий на русском языке.











В своей работе „Русская эмигрантская пресса в Польше в 20–30 годы XX века” А. Ёлкин процесс рождения этих изданий образно сравнил с ростом грибов после дождя, подчёркивая не только их огромное количество, но и тот факт, что и жизнь их „была грибная, короткая”. Мы же останавливаемся на этой теме потому, что этот бурный всплеск русской интеллектуальной мысли оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие культуры русского национального меньшинства в Польше в целом, и на развитие польской русской прессы в последующие годы.
Первая попытка изучения эмигрантских периодических изданий была предпринята самими эмигрантами. В 1922 году в Петрограде вышла книга В. Белова с характерным подзаголовком: „Белая печать: её идеология, роль, значение и деятельность: материалы для будущего историка”. Но если говорить о русской периодике в Польше в межвоенный период, то она остаётся малоизученной. Ей, как правило, посвящены только фрагменты в публикациях, касающихся культурно-просветительской деятельности эмиграции, и она совсем не упоминается в истории русского национального меньшинства в Польше. И если русские как меньшинство проживали в Польше с XI века, то проблема, связанная с пребыванием большого числа приезжих бывших граждан царской империи на польской территории, возникла только в конце 1918 года.
Особенностью социального состава эмиграции в Польше было большое количество военных. На территорию страны оказались интернированы воинские формирования, а солдаты и офицеры, входившие в их состав, находились в лагерях в 1920–1924 годах. Среди интернированных находилось около 5000 тысяч казаков. Конечно, ситуация в лагерях, связанная с материальным положением, социально-бытовыми условиями и трудоустройством, вызывала пристальное внимание появлявшихся газет, в том числе и издаваемых в самих лагерях.
Как пример, можно привести изданную в Варшаве 7 августа 1921 года однодневную политическую и литературную газету „Голос казачества” (ред. А. Прохоров). Как пишет А. Ёлкин в вышеназванной работе, свою задачу газета видела „в объединении сил казачества на борьбу с „единонеделимцами” – коммунистами и врангелевцами”. С осени 1921 года командующий казачьей группой полковник М. Гнилорыбов при финансовой поддержке Б. Савинкова в Польше начал издавать газету „Голос казачества”, которая рассылалась в 134 колонии и лагеря в различных странах, а её читателями были около 20 тысяч казаков!
Немало среди „лагерных” газет и журналов было и печатавшихся на гектографе. Конечно, главное внимание на их страницах уделялось перипетиям лагерной жизни, но были здесь и литературные издания. В лагере Остров-Ломжинский выходили литературные журналы „Дон” и „Казак”, в Торуни издавался даже сатирический журнал „Отзвуки”. По мере сокращения лагерей, естественно, уменьшалось и количество издаваемых в них периодических изданий.
В 20-30-е годы на территории Польши проживало и около 50–60 тысяч русских эмигрантов, которые также активно занимались издательской деятельностью. Популярность прессы среди русской эмиграции некоторые исследователи объясняют её доступностью для издателей и читателей: на неё не требовалось больших денежных затрат, она оперативно реагировала на события, удовлетворяя разные политические и культурные потребности. А. Ёлкин пишет: „Следует иметь в виду, что интерес к периодике являлся одной из отличительных черт общественной жизни. Русская пресса в Польше служила главным источником информации для эмигрантов”. Но нам кажется, что это было бы всё же некоторым упрощением. Причиной популярности издаваемых периодических изданий были и те литературные силы, которые оказались в Польше. Среди них десятки имён уже известных в то время в России писателей, драматургов, публицистов. Качество русской журналистики в то время было на высочайшем уровне. Ни до, ни после русская пресса уже не могла похвастаться такими именами в составе редколлегий или такими авторами. Этому явлению будет посвящена отдельная статья в сборнике „Русские в Польше”.
Самой влиятельной общепольской газетой на русском языке в это время была газета „За свободу” или в последующие годы – „Свобода”, которая выходила почти двенадцать лет, с 1920 по 1932 годы. Круг её читателей был намного больше тиража: её часто передавали из рук в руки. Выходя на шести страницах небольшого формата, газета освещала непростые вопросы эмигрантской жизни: правовой статус и социально-бытовые условия.
Немало места было уделено и политике польского государства по отношению к русскому национальному меньшинству, школе, Православной церкви. Чтобы облегчить адаптацию эмигрантов, „Свобода” знакомила читателей с польскими реалиями, были даже специальные рубрики: „В сейме”, „Обзор политической прессы”, „Городская жизнь”.
В отличие от Чехословакии и Югославии, где эмигрантские издания спонсировали государственные структуры, а во Франции и Германии российские журналисты пользовались такими же правами, как и журналисты других стран, в Польше ситуация была несколько иной. Русские эмигранты не являлись полноправными польскими гражданами, и они были „прикреплены” к определённому месту жительства, а на поездки нужны были одноразовые специальные разрешения. Сохранилось в архивах письмо полесского воеводы от 13 сентября 1929 года, направленное в министерство внутренних дел, в котором он выступал против предоставления разрешения на приезд в Полесье делегации русских писателей и журналистов, в том числе и зам. редактора газеты „За Свободу” А. Хирякова. Свою просьбу воевода мотивировал тем, что такие поездки преследуют цель показать Европе, что вопреки официальной статистике, в Польше существует компактное русское меньшинство…
Одной из острых проблем русскоязычной прессы наблюдалось открытое соперничество между изданиями, показывая отсутствие единства, что было и не удивительно в условиях противопоставления монархической, с одной стороны, и демократически настроенной, с другой стороны, эмиграции из России.
Всё это время газета „Свобода” старалась сохранить беспартийных характер, что было невероятно трудно в условиях идеологической раздробленности русской эмиграции. Тучи над редакцией сгустились в 1925 году, когда в Польше развернулась подготовка к проведению Зарубежного съезда, призванного объединить эмиграцию. Разные партии старались подчинить влиятельный печатный орган своим интересам. Газета оказалась в тяжёлом финансовом положении, её тираж сократился. В результате в редколлегии произошёл раскол, и из её состава вышел вместе с некоторыми своими коллегами известный русский писатель, драматург Михаил Арцыбашев, а редактором газеты остался Дмитрий Философов, не менее известный русский публицист, художественный и литературный критик. Просуществовав ещё почти семь лет, газета закрылась.
Наследником газеты „За свободу” стала ежедневная газета „Молва”, возглавляемая тем же Д. Философовым. Она уже не была такой „острополитической” и информационной, а стала более иллюстративной и популярной. Вместо рисунков появились фотографии, а на последней странице часто встречались звёзды Голливуда и различные сенсации. Позднее Д. Философов начинает издавать еженедельник „Меч”, который после 21 номера становится также газетой. „Меч” печатался не только в Варшаве, но и в Париже, где главным редактором стал Дмитрий Мережковский, русский писатель и поэт, историк и философ, один из основателей символизма и представитель яркого периода в русской поэзии, названного Серебряным веком.
Эмиграция в это время, выступая в роли правопреемницы старой, дореволюционной России, активно пропагандировала русскую культуру, проводя даже Дни русской культуры. Такие дни проводились во многих странах с 1924 по 1939 годы и приурочивались ко дню рождения А. Пушкина. Эти Дни русской культуры можно смело назвать продолжением традиций русского просветительства.
Ко дню русской культуры в 1926 году в Варшаве вышел первый номер еженедельного журнала „Родное слово”, читателями которого стали не только русские в Польше, но и жители Латвии, Литвы, Эстонии и Чехословакии.
На территории Польши в межвоенный период проживало русское национальное меньшинство, насчитывавшее, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч человек. Русское население проживало, главным образом, в городах Бресте над Бугом, Вильно, Варшаве, Гродно, Львове, Ровно. Пресса, издаваемая эмигрантами, стремилась к сотрудничеству с русским национальным меньшинством, освещая его проблемы и запросы. Но у русского меньшинства были и свои, не менее разнообразные издания: „Русский голос”, „Виленское утро” („Утро”), „Волынское слово”.
Хотелось бы отметить и ещё одно уникальное издание, существовавшее в межвоенный период в Польше – это церковно-народный иллюстрированный журнал „Воскресное чтение”, выпускаемый Синодальной типографией, которая существовала в Варшаве с 1923 года. Этот журнал выходил с 1924 по 1939 годы и распространялся не только среди православных в Польше, но и среди всего Русского зарубежья.
Этот короткий обзор газет и журналов, выходивших в Польше в 1918–1939 годы, свидетельствует о напряжённой духовной и творческой жизни русской интеллигенции, волею судьбы оказавшейся на польской территории. Уровень изданий зависел, конечно, от длительности их выхода. Некоторые из них выпускали всего один или несколько номеров, некоторые же существовали годами. Это определялось не только экономическими или политическими причинами, но и частой сменой редакторов и сотрудников из-за внутренних политических разногласий, их выездами в другие страны, финансовыми трудностями.*
- Бюллетень информационного бюро попечительского комитета в Польше (об эмигрантах) – Варшава, 1920–1921, издавался ежеквартально.
- „В ограде церковной” – религиозный еженедельник, ред. А. Свитич. Варшава, 1933. Вышло 15 номеров.
- „Варшавские отклики” – ежедневная газета, ред. В. Цеховский. Варшава, 1921–1922.
- „Варшавский голос” – ежедневная газета, ред. Г. Ледкевич. Варшава, 1921.
- „Варшавское эхо” – варшавская газета. Орган Блока национальных меньшинств. Варшава, 1921. Выходила нерегулярно.
- „Вестник Братства православных богословов в Польше” – религиозный журнал. Варшава, 1934–1938. Выходил два раза в год.
- „Вестник православной митрополии в Польше” – варшавский религиозный ежемесячник. Варшава, 1923–1926.
- „Вестник эмигранта” – один из первых журналов для эмиграции и об эмиграции в Польше. Издавался два раза в месяц, редактор и издатель И. Мицкевич. Варшава, 1920–1921.
- „Воскресная школа” – приложение к журналу „Гость”. Варшава, 1923–1936. Вышло 24 номера.
- „Воскресное чтение” – иллюстрированный еженедельник (церковно–народный). Варшава, 1924–1937.
- „Газета РОМа” – орган Русского объединения молодежи в Польше, ред. Н. Рязанцев. Варшава, 1937. Вышло 5 номеров.
- „Голос казачества” – политическая и литературная газета, ред. А. Прохоров. Варшава, 1921–1922.
- „Гость” – ежемесячник религиозный и общественный, ред. В. Малов, изд. В.А. Фетлер. Берлин–Варшава–Рига, 1923–1939.
- „Донской казак” – журнал. Торунь, 1920–1921.
- „Живое слово” – лагерный журнал. Тухоля, 1922. Вышло 3 номера.
- „За проволокой” – литературно–художественный сборник, ред. А. Рудин. Скальмержице–Щипиорно, 1920.
- „За свободу!” (позже „Свобода”) – самая известная русская ежедневная газета–долгожитель, ред. И. Мацеевский. Вaршава, 1921–1932.
- „Заря” – литературное приложение к лагерной газете „Новое Слово”. Редакторы О. Великанов и Н. Бартеньев. Тухоля, 1921–1922. Издавалась два раза в месяц.
- Информационный бюллетень об эмигрантах Российского попечительского комитета в Польше. Варшава, 1932. Вышло 8 номеров.
- Информационный бюллетень Российского общественного комитета в Польше. Варшава, 1922–1923. Вышло 7 номеров.
- „Казак” – журнал. Острув (Ломжинский) – Коморово, 1919–1921. Выходил два раза в месяц.
- „Крестьянская Русь” – приложение к газете „Свобода”. Варшава, 1921–1922. Вышло около 40 номеров.
- „Маяк” – религиозный ежемесячник. Лодзь, 1922–1939.
- „Меч” – один из самых значительных русских еженедельников, издаваемых в Польше под редакцией Д. Философова (Варшава), Д. Мережковского (Париж). Варшава, 1934–1939.
- „Молва” – ежедневная иллюстрированная русская газета. Издатель В. Брандт. В редакционный комитет в разное время входили Д. Философов (председатель), В. Брандт, Е. Вебер–Хирьякова, С. Войцеховский, Г. Соколов, А. Федоров. Варшава, выходила с 6 апреля 1932 г. по 31 января 1934 г.
- „Наше время” – ежедневная независимая газета, ред. Г. Мациевский, издатель Е. Котляревский. Вильно–Варшава, октябрь 1930 г. – сентябрь 1939 г.
- „Наши дни” – варшавский литературный и научно-популярный еженедельник, ред. Ф. Гаскевич. Варшава, 1923. Вышло 8 номеров.
- „Новое Варшавское слово” – журнал, ред. В. Горвиц–Самойлова. Варшава, 1921.
- „Новое слово” – лагерный журнал, издавался два раза в месяц. Тухоля, 1921.
- Пособие для руководителей кружков христианской молодежи – ежеквартальный христианский журнал. Лодзь, 1930.
- „Родное слово” – еженедельник. Варшава, 1926–1927.
- „Русское слово” – ежедневная независимая общественная и политическая газета, ред. Е. Котляревский, в конце 1930–х гг. ред. Ф. Котляревский, изд. Е. Котляревский. Варшава–Вильно, 1931 –1939 гг.
- „Русспресс” – информационный орган Русского телеграфного агентства и пресс-бюро в Варшаве. Варшава, 1921–1928.
- „Русь” – политический альманах. Издание Русской народной партии. Варшава, 1921.
- „Свет к просвещению” – русский религиозный ежемесячник, ред. В. Геце. Варшава, 1933–1937.
- „Свободная мысль” – региональный еженедельник, ред. В. Иваницкий. Белосток, 1922.
- „Северный Кавказ” – орган Народной партии (свободных) народов Кавказа, ред. В. Байнусон. Париж–Варшава, 1934–1939.
- „Слово” – православный еженедельник. Варшава, 1931–1938.
