Если вы сядете на скорый поезд на станции Варшава-Центральная и поедете в западном направлении, то через пятьдесят минут можете выйти на недавно отреставрированном железнодорожном вокзале полусонного городка Скерневице. Свернув вправо и пройдя несколько сот метров, вы окажетесь у въезда на территорию Научно-Исследователского Института Овощеводства, в прошлом охотничьей резиденции русских царей.



Впрочем, Скерневице издавна облюбовали сильные мира сего. К примеру, здесь находилась резиденция гнезненских архиепископов. Жизнь города оживилась после постройки в 1619 году дворца для церковных иерархов. Это здание с раскинувшимся вокруг него садом по праву считается жемчужиной классицизма.
4 мая 1820 года самодержец Российской Империи Александр I подарил часть Ловичского княжества, в состав которого входила уже описанная нами Спала, своему брату Константину Павлович за его заслуги в реорганизации польской армии. В этом же приказе царь пожаловал титул графини Лович морганатической супруге Великого Князя, польской графине Иоанне Грудзиньской. Однако Скерневице были отданы в вечное пользование Константину лишь в 1829 году следующим императором Николаем I. Дворец был передан законному владельцу в сентябре того же года, и Великий Князь приказал начать ремонт резиденции так как намеревался жить здесь с женой наездами.
Однако в ноябре 1830 года началось восстание, и великокняжеской паре пришлось уехать из Царства Польского. В январе 1831 царские декреты были аннулированы, но после поражения восстания центральные власти вернули Ловичское княжество предыдущему владельцу. Константина Павловича уже не было в живих, а его супруга и наследница завещала все свое имущество «польскому королю, кем бы он ни был». После её смерти Скерневице унаследовал Николай I, который приказал отремонтировать дворец. Согласно его пожеланию Аврора, находящаяся на плафоне в бильярдной, получила лицо предыдущей владелицы – Иоанны Грудзиньской.
В 1870 Александр II отдал Скерневице во владение фельдмаршалу Александру Барятинскому за его заслуги в завоевании Кавказа. Он записался в истории города благодаря своей наложнице, удивительной красоты черкешенке Сабадиане, которую привёз с Кавказа. Говорят, она очень тосковала по своей родине, и Барятинский обещал ей свободу. Клятву свою он не сдержал, и жители города видели её грустную фигуру, прогуливающуюся в отдалённой части дворцового парка, впоследствии в её честь получившей название «Сабадианы».
Наибольшую известность Скерневице приобрели в 1884 году, когда с 14 по 17 сентября город стал центром мировой политики. Именно здесь, по инициативе «железного канцлера» Германской Империи Отто фон Бисмарка, проходила встреча трёх императоров: русского Александра III, австро-венгерского Франца-Иосифа и прусского Вильгельма II. Во время саммита главы трёх держав не только обсуждали, к примеру, дела их союза, но и ездили на охоту, ведь Скерневице и окрестности славились фазанами и косулями. Императрица Мария Фёдоровна тоже с удовольствием предавалась этому типично мужскому занятию.
Так как вместе с монархами в Скерневице прибыла их многочисленная свита, город был забит до отказа, потому некоторым придворным пришлось ездить ночевать в Варшаву. Туда же были отправлены и царские сыновья, наследник престола Николай и младший Михаил. Занятые государственными проблемами родители не могли уделить им достаточно внимания, да и в переполненном дворе не было места для расшалившихся детей.
Пик популярности Скерневиц среди семьи Романових пришёлся на время правления Александра III. Частые упоминания о пребывании в резиденции и охоте можно найти в дневнике наследника престола Николая Александровича, будущего императора Николая II. Город, к сожалению, записался на страницах мировой истории благодаря трагическим событиям начала 1915 года. Дело в том, что именно здесь, впервые в истории войн, немецкие войска применили ядовитые газы против русской армии, защищающей подступы к Варшаве. Страшную смерть здесь понесло около 9 000 солдат и офицеров.
После обретения Польшей независимости город постепенно избавился от атрибутов царской власти: гарнизонную церковь превратили в костёл, а из дворца исчезли, к примеру, двуглавые орлы. Однако царская резиденция пребывает в хорошем состоянии. Так как здесь находится Научно-Исследовательский Институт Овощеводства, то вход возможен лишь после получения разрешения от властей учреждения, которые решили пойти навстречу любителям истории и раз в месяц предоставить им возможность осмотреть резиденцию. Потому мы благодарим дирекцию и работников института за возможность проведения съёмки и посещения двора в удобное для нас время.







