О зеленогурском фестивале я узнала в самый последний момент, буквально в день концерта. В польской прессе эта новость – а я всегда слежу за такой информацией с особым вниманием – мне как-то вообще не попалась на глаза. Только и успела сообразить, что среди приглашённых – группа „Любэ”. Я не только люблю их песни, но именно с ними у меня связаны очень яркие ностальгические воспоминания. В составе наших не так давних двух студенческих научных экспедиций в Сибирь был профессиональный кинорепортёр, который снял два прекрасных фильма о наших путешествиях. Саундтреком к фильмам были песни „Любэ”. Слова и мелодия просто вписывались в каждый кадр и составляли гармоническое целое. Мы показывали свои фильмы в институтах и дома для родных и знакомых, и лет пять назад из всех открытых окон машин и такси в Легнице были слышны их песни! И поголовно все знали слова. Так полюбилась эта группа!
И надо же – „Любэ” в Зелёной Гуре! Сразу за телефон – надо сообщить нашим участникам экспедиций, знакомым и, конечно, моим землякам. Приглашение на концерт нам „добыл” Михал Бобер, который уже за день до этого находился в Зелёной. Большое ему спасибо за это. Кстати, обязательно посетите его сайт http://www.koncertrosyjski.pl – найдёте там много интересного: песни российской эстрады, профессиональные комментарии; очень познавательно почитать блоги и для души послушать песни по-русски в превосходной интерпретации самого Михала. Очень талантливо. Получите море удовольствия.

Мы ехали на фестиваль в приподнятом настроении, хорошо подготовленные (хороший коньячок, лимончик и …. наш российский триколор, чтобы поддержать  родных артистов). Уже при входе в амфитеатр мы  встретили очень приятных людей –  и  нам было достаточно посмотреть друг другу в глаза – и сразу улыбка во все лицо, и мы вместе в один голос с ними сказали „о…наши люди!” Молодые дамы были, правда, родом из Беларуси, но всё равно они же  – „наши”, хотя и  приехали из Германии, и тоже целой группой.

Еле нашли свободные места и оказались  в трёх рядах от жюри, среди которого –  совсем рядом! – Валерия, Лев Лещенко…   На  фестивале в Польше я увидела их вживую впервые! Направо от нас –  большая группа россиян, среди них и работники консульства РФ.

Наши артисты очень свободно вели себя, много рассказывали, шутили, разговаривали со зрителями и раздавали автографы прямо во время исполнения песен.  Сначала только мы, земляки,  поддерживали артистов, но ближе к заходу солнца весь зал стал кричал „Валерка, давай, дай жару!”.  „Иванушки-international” так всех  „зажгли”, что народ повскакивал со своих мест и пустился в пляс прямо между рядами. В один миг  пропала скованность и отчуждённость – вдруг все стали свои и родные, схватившись за руки, качались из стороны в сторону всем залом в такт музыке, пели и кричали. Наверное, мы – больше всех, потому что молодые люди, сидящие за нами, в  порыве дружеских чувств и ошарашенные нашим энтузиазмом спросили нас, откуда мы. Услышав  наш ответ: „Из Легницы”, они не смогли скрыть удивление: „А что, там ещё  войска стоят?”  Это вполне может стать анекдотом. Русских на это раз было действительно много.  Часто с эстрады звучало: „Русские! Поднимите руки!”,  и ….. поднимался просто лес рук.

Жаль, что группа „Любэ”  спела мало песен. Хотелось слушать их ещё и ещё.  Эта группа исполняет, в большинстве своём, песни патриотические, но на этот раз репертуар был подобран нейтральный. И только „Комбат”, наверное, был спет по причине огромной популярности этой песни не только среди бывших жителей СССР, но и поляков. Когда зазвучала эта песня – сотни зрителей слушали её стоя с зажёнными зажигалками.  

Как мне показалось, наибольший восторг среди польских зрителей вызвало появление  Льва Лещенко. Этого певца  польские зрители хорошо помнят ещё с фестивалей 60-80 годов, и многие в амфитеатре знали слова его песен.  И теперь пели вместе с ним  уже и поляки и , по-моему, этой возможности попеть по-русски были даже очень  рады.  Но когда раздались первые слова и аккорды „Чертового колеса”,  зал грохнул многоголосным  рёвом, эмоциональное напряжение достигло своего апогея, и, казалось, наши души от  наивысшего восхищения просто сорвутся с петель. Под занавес прозвучала песня „День Победы”. Для нас  это святое, и мы её восприняли здесь как свой гимн и пели стоя с развивающимся российским флагом над головой. Чувствовалось единение всех в зале с артистами на сцене , и это давало огромную силу, гордость  и… надежду.

Зал очень   дружно и громко поддерживал  исполнителей,  и это почти каждый из них  отметил.  Тем более было приятно, что такие овации случились  после  столь долгого отсутствия наших артистов  на сцене фестиваля в Зелёной Гуре. С выступления Валерии люди стали выходить. Может быть, из-за позднего времени. Может быть, потому что её никто в Польше не знает. И наверное, не стоило ей петь по-английски – такого репертуара в Польше и так предостаточно, а здесь ожидали от русской певицы совсем другого.   А возможно,  просто не восприняли, как, впрочем, и я.

Концерт кончился за полночь. У меня создалось впечатление, что  он понравился всем, кто был в амфитеатре.  Репертуар был подготовлен в рассчёте на  зрителя всех возрастных категорий: было что послушать и молодёжи , и людям среднего возраста, и  „вечно молодым” зрителям. Приятно удивил молодых слушателей „Город 321”.  „Иванушки- international” со своим  „Тополиным пухом”  были превосходны, а  бесконечные прибауточки Андрея Апполонова, который, кстати, всё время говорил по-польски, и  даже очень прилично, всех без исключения веселили. Со словами песни  „иДУ ПА улице …” вышел смешной каламбурчик, но, по-моему, его польские зрители не поняли.

Все  артисты-гости показали наивысший класс. Огромный талант, харизма, прекрасные голоса, чудные и   проникновенные  слова песен, их глубой смысл – всё  прекрасно и наивысшего качества. Было просто приятно смотреть на красивых, одарённых людей – глаз отдыхал и радовалась душа. Вечер   тогда был необыкновенно  тёплый, тихий и очень ласковый – создавалось ощущение, что тебя кто-то нежно обнимает, и  вся аура вокруг амфитеатра была наполнена электризующей энегрией согласия и дружелюбия. Не случайно и песни все были о любви, и много раз исполнители повторяли это магическое слово, как заклинание, как  некий код,  который способен открыть сердца и соединить их в одно целое. И , по-моему, это произошло.

Послесловие: Несколько отдохнув от переполнявших эмоций, я возвращаюсь мысленно к этому дню, и, справедливости ради, могу сказать: было видно, что предшествующий концерту гостей из России конкурс на лучшую интерпретацию русской песни был организован в великой спешке. Создавалось впечатление, что  о его проведении было решено …день-два назад, а средств на фестиваль не было вообще – более чем скромное оформление сцены, участников как будто набрали „ z łapanki” непосредственно перед началом конкурса, конферанс жалкий, непрофессиональный, с неумными шуточками, не видно было и журналистов. И всё равно – огромное браво организаторам за их непомерный труд,  просто удивительную  целеустремлённость, стойкость и упорство. То, что фестиваль состоялся можно объяснить только чудом и истинной любовью к русской культуре и преданностью русской песне.  В наивысшей мере организаторы и их спонсоры  достойны похвалы и благодарности зрителей и российских артистов. Хотелось бы обратиться к русскоговорящим бизнесменам, работающим в Польше, с призывом в следующем году достойно в финансовом смысле поддержать инициативу организации Зелёногурского фестиваля.

Ольга КРАСЕЦКАЯ, Легница-Зелёная Гура