Болеславец – районный центр на юго-западе Польши с населением около 40 тысяч человек. Тщательно восстановленный старинный город с комплексом зданий эпохи Ренессанса, домов в стиле барокко и классического периода. Известен как город гончаров: керамика и фаянсовые изделия стали его визитной карточкой. И, тем не менее, одна из достопримечательностей Болеславца – улица великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. В его честь в городе и за его чертой установлены два памятника – светлейший князь Смоленский, герой Отечественной войны 1812 года, генерал-фельдмаршал Кутузов скончался именно в этом городе.
В начале 1813 года Кутузов руководил на территории Польши и Пруссии военными действиями, в результате которых были уничтожены остатки Наполеоновской армии. Он прибыл в Бунцлау (немецкое название города Болеславца) с царской свитой 15 апреля 1813 года, а уже на следующий день отправился в город Хойнув на встречу с царём Александром I и прусским королём Фридрихом Вильгельмом III. Местное население приветствовало фельдмаршала гирляндами роз. После этой встречи Кутузов намеревался двинуться дальше в направлении Любани, но, почувствовав себя плохо, вернулся в Болеславец, где остановился в доме торговца солью Фридриха фон Марка (на углу теперешних улиц Кутузова и 1 Мая). Александр I приказал, чтобы часть офицеров штаба (среди них князь Волконский и генерал пехоты Карл Фридрих фон Толль) остались при фельдмаршале.

22 апреля 1813 года больного Кутузова навестил прусский король, который за несколько дней до этого наградил его наивысшей в Пруссии наградой – „Орденом Чёрного Орла”. Сознавая, в каком тяжёлом состоянии находится Кутузов, король отправил к нему своего советника, чтобы тот позаботился о больном. Спасали жизнь главнокомандующего медицинские светила – придворный королевский врач Вебель, доктор Ян Готтлоб Вислизенус, царский лекарь Якуб фон Вилли и врач А. Малахов. Но, несмотря на их старания, Кутузов с каждым днём становился всё слабее. Ежечасно адъютант Скобелев отправлял в ставку главнокомандующего рапорты о состоянии его здоровья. И, хотя доктора держали эту информацию в строгой тайне, жители Бунцлау каким-то образом узнали о болезни Кутузова и застелили улицу около дома, где он лежал, соломой, чтобы грохот повозок и конских копыт не беспокоил фельдмаршала. Городские власти назначили солидную денежную премию врачу, который вылечит Кутузова. Но, увы.

Михаил Илларионович Кутузов умер 28 апреля 1813 года. Врачи Вилли и Вислизенус забальзамировали и умастили ароматическими травами и эфирными маслами тело светлейшего князя, а специалист Ингерман из Легницы облагородил его лицо. Тело главнокомандующего находилось в Бунцлау десять дней. Только 9 мая 1813 года ближайшие сподвижники вместе с адъютантом Монтрезором на кладбище в деревне Тиллендорф, что в трех верстах от Бунцлау, предали покою внутренности Кутузова, извлеченные в результате бальзамирования.


В этот же день процессия с телом Кутузова в свинцовом гробу и сердцем в серебряной капсуле двинулась в Санкт-Петербург через Шпротаву, Митаву, Ригу и Нарву. Саркофаг везли шесть лошадей, за ним шла карета фельдмаршала и провожающие – священник, власти города, солдаты. Процессию сопровождал звон колоколов.
Кутузов был торжественно погребён в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Впоследствии на площади перед зданием собора были воздвигнуты величественные памятники Кутузову и его сподвижнику генерал-фельдмаршалу Барклаю-де-Толли.
26 сентября 1814 года комендант Бунцлау прусский майор Вульфен в своём письме Барклаю-де-Толли сообщил о желании жителей города воздвигнуть памятник русскому полководцу Кутузову. Средства на его строительство выделил прусский король Фридрих Вильгельм III. Автором обелиска стал немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель, а фигуры львов вышли из-под резца его соотечественника скульптора Готфрида Шадова.
Обелиск из чёрного гранита был установлен 1 сентября 1819 года в присутствии авторов. На южной стороне 12-метрового обелиска золотыми буквами было выгравировано посвящение: „Ему посвятил сей скромный памятник. Фридрих Вильгельм Третий”. Здесь же надпись: „До сих мест довёл князь Кутузов Смоленский победоносные российские войска, но здесь положила смерть предел славным дням его. Он спас отечество своё, он открыл путь к избавлению народов. Да будет благословенна память героя”. На западной и восточной сторонах обелиска – даты рождения и смерти. На обелиске перечислены все награды полководца на двух языках.
Первоначально обелиск стоял на рыночной площади города, но позже был перенесен ближе к дому, где скончался великий полководец. На втором этаже этого дома, со стороны ул. 1 Мая, на месте замурованного окна комнаты, где умер Кутузов, в 100-летнюю годовщину его смерти была установлена памятная таблица. 9 мая 1913 года у памятника прошла православная панихида, которую отслужил капеллан российского посла в Берлине, специально для этой цели посетивший Бунцлау.
В феврале 1945 года, после взятия города, войска Красной Армии промаршировали перед домом парадом, а 28 апреля 1945 года, в 132-ую годовщину смерти русского полководца по приказу маршала И. Конева в доме был открыт музей Кутузова. В шести помещениях и коридорах разместили вещи фельдмаршала, мебель, фарфор, холодное и огнестрельное оружие, обмундирование российских и советских солдат. Всю экспозицию музея в 1993 году вывезли выходившие из Польши советские воинские части. В доме, где фельдмаршал провёл свои последние дни, в настоящее время располагается филиал городского музея керамики.
За городом, по дороге на Згожелец, там, где находилась деревенька Тиллендорф, на небольшом возвышении нашёл своё место второй, менее известный памятник полководцу Кутузову. Он был заказан местному мастеру-каменотесу Бому Младшему несколько дней спустя после смерти фельдмаршала. Инициаторами установки выступили члены штаба Кутузова – его адъютант Монтрезор и генерал Кайзаров.
Легенда гласит, что последней волей фельдмаршала было пожелание, чтобы тело его было похоронено на родине, а сердце – у Саксонской дороги. Кутузов хотел, чтобы солдаты-сыновья видели, что сердце их полководца навсегда осталось с ними. Эта легенда находила подтверждение даже в исторических изданиях. Однако в 1977 году в „Ленинградской правде” была опубликована статья бывшего сотрудника ОГПУ Б.С.Сократина, в которой говорилось, что при вскрытии захоронения в Казанском соборе в свинцовом гробу рядом с останками фельдмаршала находился серебряный сосуд с забальзамированным сердцем. Но до сих пор в Болеславце у памятника Кутузову на надгробной плите находится надпись на русском и польском языках: „Здесь покоится сердце Михаила Илларионовича Кутузова – великого русского патриота и полководца, войска которого освободили свою родину от наполеоновского нашествия 1812-1813”.


Летом 1813 года наступающие французские войска уничтожили памятник Кутузову. Новый был построен на средства генерала фон Закена и дочери полководца, посетившей место захоронения 9 июля 1814 года. А 27 августа того же года памятник был освящен. Стоит он и по сей день – небольшая, обломанная колонна с лавровым венцом, покоящаяся на античном постаменте. А на нём надпись по-немецки и по-русски: „Князь Кутузов-Смоленский переселился из сей жизни в лучший мир 28 апреля 1813 года”.
Ольга Красецкая, 2009 г.
