Фестиваль фильмов на русском языке „Спутник над Польшей” стал исключительным явлением в культурной жизни не только столицы, но и ещё 28 польских городов. Мы помним первый, как сегодня оказалось, очень скромный фестиваль 2007 года. И тогда ER была чуть ли не единственным СМИ, которое с удивлением и радостью писало об этой инициативе фонда „Wspieram” и его директора Малгожаты Шлаговской. Ей удалось сделать то, что ещё лет пят назад казалось маловероятным – вернуть своих земляков в кинозалы, где идут фильмы на русском языке.

Во время подготовки к фестивалю 2010 года произошло ещё очень знаменательное для пани Малгожаты событие – „Спутнику” оказали поддержку такие солидные российские компании, как „Газпром” и „Норильский никель”. О том, как ей это удалось, она рассказала кинообозревателю Вите Рамм.
В.Р. : Как возникла идея организовать в Варшаве фестиваль русского кино?
– Мои родители любили русское кино, а я смотрела вместе с ними. Помню, какое впечатление на меня произвели фильмы Андрея Тарковского. Мало тогда понимала, как в языке, так и в системе его образов, но меня они заворожили своей поэтичностью. Потом были фильмы и других советских режиссёров, которые шли в польском прокате. Но кинематографистом не стала, изучала экономику, защитила диссертацию. Потом распался Варшавский блок, не стало в прокате советских фильмов. Но я ездила с мужем Петром в Россию и покупала DVD. Под влиянием русского кино стала серьёзно изучать язык. И постепенно пришла к мысли организовать в Польше фестиваль русского кино.
В.Р. : Вы не боялись, что привыкший к голливудским фильмам зритель проигнорирует ваше начинание?
– Нет, потому что я видела, с каким успехом проходят концерты русских артистов, которые организовывал мой супруг. Пётр много лет занимается гастролями хора имени Александрова, „Березки”, ансамблями казачества. Я понимала, что аудитория есть, только нет предложения. Так в 2007 году мы с Петром, практически на собственные средства, провели первый „Спутник над Варшавой”. Конечно, рисковали, ведь в тот период в политической жизни между Польшей и Россией отношения были, скажем так, напряжёнными. Однако статистика показала прекрасный результат –16 тысяч зрителей посмотрели тогда 64 картины. Это был успех.
В.Р. : За прошедшие годы вашими партнерами и спонсорами стали МИД России, Польский киноинститут, государственные и коммерческие структуры Польши. И вот даже „Газпром Экспорт” и „Норильск Никель” подключились.
– Да, с миру по нитке, как говорят мои русские друзья. Я надеюсь, что для „Спутника” и наших новых партнеров 2010 год стал началом крепкой дружбы. Ведь три года я обращалась к ним, но не было никакой ответной реакции. Поэтому в июне прошлого года я специально аккредитовалась на московскую пресс-конференцию в фирме „Газпром Экспорт”, что было непросто, ведь я не работаю с газом, и я – не журналист. Но в итоге удалось даже получить аудиенцию на несколько минут, за которые я сумела-таки убедить руководителей „Газпрома” в том, что „Спутник” – мероприятие серьёзное и что в Польше авторитет фестиваля очень высокий. Мне поверили, что в Польше есть организация, способная проводить самый крупный в Европе фестивале русского кино. Безусловно, помогли и рекомендации МИД России, и то, что премьер-министр Владимир Путин все три года сердечно приветствовал наш фестиваль. Правда, я допустила один промах: на встречу захватила наши конфеты „Птичье молоко”, а газпромовцы, оказалось, предпочитают нашу „Коровку”.
В.Р. : Вы поддерживаете интерес к российскому кино вне фестивальных мероприятий?
– Мы занимаемся прокатом новых фильмов из России. Сравните, до нас за десять лет в Польше в прокате было только 10 картин из России. А за три года, вне рамок „Спутника”, мы показали нашим зрителям 16 картин! Среди них „Остров”, „Изгнание”, „Шультес”, „Путешествие с домашними животными”. А „Груз 200” даже был награждён специальным призом „Золотые ленты” как лучший иностранный фильм в польском прокате. Ещё мы ежемесячно выпускаем русскую киноклассику на DVD.
В.Р. : Пора продюсировать совместное кинопроизводство.
– Уже! На последнем фестивале мы демонстрировали фильм Валерия Пендраковского „Только не сейчас”. Это первая после 15 лет картина польско-российского производства. Я хотела бы работать с Игорем Волошиным, Андреем Звягинцевым, Сергеем Снежкиным, Михаилом Коновальчуком. Я всех их приглашаю для совместной работы. Очень скорблю, что так рано ушёл из жизни Михаил Калатозашвили, его фильм „Дикое поле” был лауреатом нашего „Спутника”. Я мечтаю о работе с таким сильным дуэтом, как Алексей Балабанов и его продюссер Сергей Сельянов. Мы открыты для интересных предложений.
От редакции: Мы благодарим Виту Рамм за предоставленное интервью. И наших читателей, которые поделились своими впечатлениями о фильмах, просмотренных во время фестиваля „Спутник над Польшей-2010”.
„АК”: „ Спасибо за информацию о „Спутнике”. Пока удалось посмотреть только один фильм – „Похороните меня за плинтусом”, и мы даём 1000 пунктов из 10 возможных! Фильм удивительно правдивый и по-настоящему удивительный. Славянская комедио-драма, увиденная глазами ребёнка. Признаюсь, что не приходит мне в голову ни один такой же сильный польский фильм последних лет, который мог хотя бы в малой степени сравниться с „Похороните меня…”. Мега-поклон режиссёру, сценаристу и оператору”.
Светлана: „Гениальная игра гениальной актрисы Светланы Крючковой. Экран трещит по швам от заряда гибрида любви с ненавистью главной героини-психопатки. Не дай нам Бог таких повстречать в реальной жизни, а ведь приходилось…” (о фильме „Похороните меня за плинтусом, реж. С.Снежкин)
Тадеуш: „Хороший добрый фильм о том, как работает наша память – непоследовательно, с обрывами и искажениями. Шёл на фильм, чтобы поностальгировать по городу, в котором учился, но качество видов и „киноплёнки” несколько разочаровало.” ( о фильме „Полторы комнаты”, реж. А.Хржановский)
Войтек: „Очень специфический фильм, типично фестивальный, то есть не для воскресного развлечения. Дикого восторга он у меня не вызвал, но посмотрел с удовольствием.” ( о фильме „День зверя”, реж. Михаил Коновальчук).
Вита Рамм, 2011 г.
